Системный формат международных деловых событий
image description
18 апреля 2022 в 10:00

«Контейнеры 2022. Foresight рынка». Возможности развития в новых реалиях

«Контейнеры 2022. Foresight рынка». Возможности развития в новых реалиях
Сергей Мальцев, председатель президиума Евразийского Союза участников железнодорожных грузовых перевозок (ЕСП) рассказал о ключевых акцентах конференции и значимости дискуссии для рынка.
  

           – 2022 год продолжает череду лет, когда мировая экономика вынужденно перестраивает цепи поставок. Логистический рынок адаптируется к очередному макроэкономическому шоку.

            Сейчас понятно, что на первый план выходят задачи национальной важности. Не хочу называть их мобилизационными - они таковыми точно не являются, но логистические приоритеты определенно смещаются. Кратно возрастает роль импорта, так как в условиях ухода из России западных морских линий по-прежнему необходимо наполнять рынок товарами народного потребления. Растут объемы внутренних перевозок.

            В удовлетворении социально-экономических потребностей контейнерная отрасль может иметь решающее значение. Этот вид перевозок имеет неоспоримые преимущества - технологичность, скорость доставки, ритмичность и стабильность. Не случайно он показывал рост и в период пандемических ограничений, несмотря на нарушения в цепочках морской логистики, и продолжил подъем при восстановлении ведущих экономик.

            Одновременно становится все более актуальным экспорт продукции высоких переделов, расширяется номенклатура контейнерных грузов. А для этого должен обеспечиваться транзит – чтобы российские контейнерные перевозки не выпадали из глобальных логистических цепочек, и иностранные контейнеры продолжали заходить в нашу страну.

            Участники контейнерного рынка уже проводят гигантскую работу по поддержанию и восстановлению цепочек поставок. Сейчас нет мелочей, важны действия каждого из нас, как бы пафосно это не звучало. В то же время, мы должны обсудить, как обеспечить бизнесу режим максимального благоприятствования для выполнения задач, стоящих перед российской транспортной отраслью.

            Во-первых, необходимо проанализировать, что в наибольшей степени затормаживает контейнерный грузопоток. И дальше со всеми этими проблемными элементами логистики методично работать, будь то движенческие вопросы, таможенные, инфраструктурные или любые другие.

            Во-вторых, надо обсудить, что мы, контейнерные операторы, можем дать экономике страны - с профессиональной точки зрения, с имиджевой, со стратегической. Следует поставить конкретные ориентиры - в цифрах, в задачах, в эффекте; тем более, что в свете последних событий стратегии и прогнозы сами по себе требуют уточнений.

            Отталкиваясь от этого, можно будет формулировать, в чем контейнерной отрасли потребуется поддержка государства (не всегда, кстати, финансовая) при развитии инфраструктуры, опорной логистической сети, пограничных переходов, упрощении таможенных процедур, производстве контейнеров непосредственно в России и так далее. Чтобы сервисы были еще быстрее, удобнее и эффективнее.

            Немаловажным является вопрос приоритетов на железнодорожной сети страны. Очевидно, с изменением  географии доступных рынков, точек зарождения и погашения грузопотоков, борьба за пропускные способности Восточного полигона развернется с новой силой. Например, только для пропуска перераспределяющегося международного контейнерного потока нужно удвоить число "ниток" графика на востоке страны. Похожая ситуация вероятна и по другим грузам – ехать нужно всем и в большем объеме.

            РЖД приостановили действие правил недискриминационного доступа, которые давали преференции для больших объемов сырьевых грузов, в первую очередь угля. Шаг абсолютно правильный: как я уже сказал, в текущих условиях приоритет на железнодорожной сети все-таки нужно отдавать товарам первой необходимости. Но после того, как ситуация стабилизируется, вопрос очередности на Восточном полигоне встанет вновь, и участникам рынка уже сейчас важно понимать, на каких принципах будет строиться балансировка пропуска грузов в будущем.

            Высокие риски для контейнерного рынка и его клиентов может создать рост тарифов на железнодорожные перевозки. Ежеквартальное повышение ставок, да еще и в привязке к уровню инфляции, вслед за сверхиндексацией в начале 2022 года (близкой к 12% по сравнению с 6,8% в целом) может раскрутить промышленную инфляцию и снизить спрос.

            Весь этот комплекс вопросов мы планируем обсудить на нашей конференции с участием специалистов отрасли, представителей профильных ведомств, регуляторов, экспертов. Время для этого самое подходящее: в изменившихся условиях нужно видеть не только вызовы, но и ставить новые ориентиры, следовать к ним.

            Причем наша задача - не только поделиться реалистичными оценками, но и наметить пути решения новых проблем. Участники контейнерной отрасли уже достаточно скоординированно выступили с предложениями о снятии излишних ограничений в новых регуляторных условиях. Но далеко не все вопросы еще решены, формируются новые вызовы. Полагаю, что площадка конференции - отличная возможность быть услышанными.

            Не сомневаюсь, что дискуссия будет полезна как компетентный диалог между участниками рынка и регуляторами, и найдет отражение в медийном пространстве и отклик в широком профессиональном сообществе.