Системный формат международных деловых событий
image description
22 октября 2020 в 12:00

25-кратный рост рынка, роль РЖД в продвижении тренда и перспективы “зеленых эмиссий” в России

25-кратный рост рынка, роль РЖД в продвижении тренда и перспективы “зеленых эмиссий” в России

Панельная дискуссия Finance as a Masterpiece. «Зеленые» финансы и устойчивое развитие

За последние два года основные тренды заимствований крупных компаний показывали рост интереса бизнеса к облигационным займам. При этом доля «зелёных облигаций» все более заметна. Вопрос в том, насколько укоренилось стремление инвесторов вкладывать “природу”. Существуют и объективные проблемы: недостаточно сильная экосистема, неразвитость мер для предлагаемых инструментов.

Татьяна Орлова, начальник Департамента корпоративных финансов ОАО «РЖД»

Компания РЖД - пионер на рынке «зелёного финансирования». Но даже при условии того, что железнодорожный транспорт по определению один из наиболее экологически дружелюбных, была проделана большая работа по получению международных сертификатов, необходимых для выпуска собственных «зелёных облигаций».

- В сентябре мы выпустили очередной транш облигаций и сертифицировали его. Всего у «РЖД» есть три выпуска «зелёных облигаций» – на 500 млн евро, 250 млн швейцарских франков и 100 млрд рублей – частично средства от этих размещений будут направлены на рефинансирование. Мне кажется, эта мера позволит увеличить объём сделок и решить проблему компаний, у которых собственных проектов недостаточно, чтобы выйти на этот рынок, – сказала Татьяна Орлова.

Она подчеркнула, что сейчас ОАО «РЖД» готовит перечень «зелёных» и социальных проектов компании, соответствующих международным требованиям.

Ян Тавровский, президент J.P. Мorgan в России

Отвечая на вопрос о том, насколько «взрослый» и перспективный на сегодня рынок «зелёного финансирования», Ян Тавровский заявил, что за последние шесть лет объём социальных и «зелёных» облигаций вырос в 25 раз.

- В прошлом году этот рынок достиг показателя почти в 300 млрд долларов. В этом году, несмотря на пандемию, он уже тоже к этой цифре подходит. Это большой рынок, большой объём размещений, и всё больше банков, фондов и управляющих компаний заявляют о приверженности этому тренду, – сказал он.

Но чтобы выпустить зелёные бонды, нужно найти соответствующий проект, который был бы связан с использованием средств на возобновляемую энергию, энергоэффективность, снижение выбросов в атмосферу. Кирилл Кондрашин, глава Рынков Долгового Капитала СНГ JP Morgan обратил внимание на то, что «РЖД» остаётся единственным российским эмитентом «зелёных облигаций» на международных рынках.

«Эти бонды пользовались популярностью и позволили «РЖД» привлечь новых инвесторов. И если «зелёная» составляющая майского выпуска помогла улучшить цену размещения для них. То в рамках более нестабильных рынков – например, в марте – она в общем помогает осуществить выпуск. Без неё было бы сложнее», – сказал он.

Алексей Мирошниченко, заместитель председателя, член правления ВЭБ.РФ

ВЭБ является одним из разработчиков методологии по оценке “зеленых проектов”.

- Для российских компаний развитие «зелёного финансирования» затрудняет ряд факторов. Чтобы повторить успех «РЖД», компания должна обладать тремя составляющими: быть такой же большой, иметь соответствующий «зелёный» проект международного уровня и не иметь каких-либо ограничений на предоставление финансирования,  подчеркнул Алексей Мирошниченко.

Таких компаний, по его словам, в стране осталось не так много. При этом в ряде компаний есть проекты, для которых лишь в силу размера нецелесообразно проходить сертификацию в международном агентстве и выходить на рынок. Чтобы «подсветить» такие компании, необходим некий локальный стандарт, который снимет разночтения с международной практикой.

Андрей Соловьёв, руководитель Управления рынков долгового капитала «ВТБ Капитал»

«Зеленые бонды» - не совсем новая вещь на международном фондовом рынке. Просто в последнее время этот сектор показывает рост в геометрической прогрессии.

- Примерно 15% активов европейских фондов нацелены сейчас как раз на «зелёные бонды». По оценкам, к 2023 году этот показатель достигнет 50%. «РЖД», бесспорно, пионер в этом направлении для всей Восточной Европы. Но у неё есть и социальные бонды. По этим направлениям активно действуют многие компании из Калифорнии, традиционный лидер  Германия. Хотим мы того или нет, но это продукт будущего, – сказал он.

Марина Чекурова, первый заместитель генерального директора АО «Эксперт РА»

Россия пока находится ниже того уровня, который бы на 100% соответствовал “зеленым” нормам Европы и мирового банка. Поэтому важно соблюдать ряд условий.

- Чтобы дать чёткие ответы на вопросы инвесторов, эмитенту нужно иметь экологическое заключение. Этот документ должен быть хорошо описан. Также важны внутренние документы компании: положение об оценке и отборе зелёных проектов, критерии «зелёности», положение о коллегиальном органе и о том, как будут использоваться зелёные средства. И, конечно, политика раскрытия, – отметила Марина Чекурова.

Но поскольку все эти мероприятия достаточно затратные, было бы неплохо, чтобы государство субсидировало их. Тогда компания будет чувствовать себя свободнее при выпуске «зелёных бондов» – ведь если «РЖД» могла себе позволить такие издержки, то для более мелких компаний это может стать барьером для входа на рынок, заключила она.

Эдуард Джабаров, управляющий директор, Cо-Руководитель Управления Долгового Финансирования СБЕР КИБ

В нашей стране сейчас достаточно много компаний, готовых создавать такие проекты. Но главной проблемой становится стоимость привлечения.

- Спрос на такие продукты у нас формулируется банками и институциональными инвесторами – пенсионными фондами, страховыми компаниями. Наши предложения по стимулированию спроса: Центробанк мог бы оказать содействие кредитным организациям в рамках преференциального учёта подобных бумаг. А Минфин мог бы применить налоговую ставку 0% на купонный доход по «зелёным облигациям» – по аналогии с федеральными бумагами. Также мы предлагаем нулевую ставку на доходы от их реализации – по аналогии с бумагами высокотехнологичного сектора, – подчеркнул Эдуард Джабаров.

Также, по его словам, нужно создать специализированные фонды – в том числе и государственные – инвестирующие в «зелёные бумаги». Они могут появиться, например, на базе институтов развития ВЭБ. Это позволит создать первичный спрос на такой финансовый инструмент. Помимо этого, будет полезен ряд регуляторных послаблений.