Системный формат международных деловых событий
image description
17 ноября 2020 в 10:00

О перспективах развития грузовых перевозок и эффективности транспортно-логистической системы в Западно-Сибирском регионе рассказал Сергей Максимов, президент СТЭЛС

О перспективах развития грузовых перевозок и эффективности транспортно-логистической системы в Западно-Сибирском регионе рассказал Сергей Максимов, президент СТЭЛС

Сергей Максимов, президент СТЭЛС

Как Вы оцениваете перспективы развития грузовых перевозок в регионе, особенно с учетом последствий пандемии и меняющейся экономической конъюнктуры: что сейчас важно для транспортно-логистических операторов с точки зрения адаптации бизнеса к новым условиям, в каком направлении важно развивать диалог с железной дорогой?

Ситуация с пандемией коронавируса оказала негативное воздействие на организации транспорта и логистики как в целом по России, так и в регионах Сибири. Несмотря на то, что работа самого грузового транспорта не останавливалась, приостановка работы промышленных предприятий, организаций торговли привела к существенному снижению объема перевозок грузов.

В Новосибирской области в апреле 2020 года наблюдался спад объема перевозок грузов в размере 43% к апрелю 2019 года, в мае 2020 спад к маю 2019 составил 38 %. Анализируя период январь – октябрь 2020 года, можно отметить, что, начиная с августа месяца началось восстановление объемов перевозок грузов в Новосибирской области, в сентябре – октябре удалось выйти на уровень 2019 года и даже его превысить по итогам этих двух месяцев. Но в целом за январь – октябрь 2020 года отмечается падение объемов перевозок грузов к аналогичному уровню 2019 года на 10,3 %.

Данная тенденция характерна как для железнодорожного, так и автомобильного транспорта и для большинства регионов Сибири.

Относительно прогноза на перспективу, можно отметить, что, если обстановка не будет существенно ухудшаться, не будет введена приостановка деятельности промышленных предприятий, организаций торговли, торговых центров, можно ожидать, что объем перевозок в 2020 упадет к уровню 2019 не так уж и значительно примерно на 4 – 5 %. Так же можно ожидать, что в 2021 году показатели транспортной работы превысят уровень 2019 года.

Из положительных моментов можно отметить рост переработки крупнотоннажных контейнеров в Новосибирском транспортно-логистическом узле. За первое полугодие 2020 года прирост к аналогичному уровню 2019 года составил 32 %, по итогам периода январь – октябрь темп несколько замедлился и составил 27,8 %. Отчасти это было связано с тем, что в период пандемии часть грузопотока, в том числе сборных грузов перешла с автомобильного транспорта на железнодорожный, а именно на перевозки по железной дороге в контейнерах. Ряд регионов вводил ограничения для водителей грузовиков в пандемию это и влияло на данный процесс.

Учитывая, что Новосибирский транспортно-логистический узел концентрирует порядка 85% переработки крупнотоннажных контейнеров регионов Западной Сибири, можно отметить в целом рост объемов перевозок контейнеров по данным регионам.

Мы видим, что за последние несколько лет ОАО «РЖД» действительно становится более клиентоориентированным. Мы наблюдаем это в том числе на примере взаимодействия и сотрудничества «Союза транспортников, экспедиторов и логистов Сибири» и Западно-Сибирской железной дороги. Имеются существенные положительные изменения ОАО «РЖД» в части упрощения доступа пользователей к услугам железнодорожного транспорта и повышения качества взаимодействия с предприятиями малого и среднего бизнеса.


Как Вы оцениваете эффективность транспортно-логистической системы в регионе?

Современное состояние развития транспортно-логистической инфраструктуры Сибири в целом соответствует общероссийскому состоянию, однако отстает от современных международных требований, предъявляемых к перевозке грузов. При этом развитая транспортная и логистическая инфраструктура  концентрируются в основном в крупных транспортно-логистических узлах, в частности в Новосибирске и Красноярске.

Специфика региона в том, что Новосибирск расположен в центре уникального для восточной части страны региона на пересечении важнейших транспортных коридоров, где в радиусе 600 – 700 километров от Новосибирска проживает более 13 миллионов человек – почти половина населения Сибири и Дальнего Востока. Новосибирск является опорной точкой для транспортно-логистической сети, обслуживающей не только территорию области, но и соседние регионы.

В Новосибирске сосредоточены 79 % высокотехнологичных складов класса А и В, от их общего объема в регионах Западной Сибири.

Также в Новосибирской агломерации находятся три самых крупных железнодорожных контейнерных терминала Сибири – Клещиха, Евросиб, ФЕСКО. Это позволяет концентрировать именно здесь основной поток крупнотоннажных контейнеров.

В силу своего географического положения, сложившихся экономических взаимосвязей, схем доставки грузов транспортно-логистическая инфраструктура Новосибирской агломерации выполняет задачи по обеспечению доставки и распределения грузов не только в рамках самой агломерации и Новосибирской области, но и соседних регионов Западной Сибири.

Недостатки Сибири, с точки зрения логистики – это большая территория и удаленность от основных точек зарождения и потребления товаропотоков (Китай, Европа), но одновременно эти недостатки могут стать и преимуществами, так как именно Сибирь является наиболее удобной транзитной территорией для данных грузопотоков.
Например, Новосибирск в значительной степени концентрируют грузопоток для доставки его в районы Севера Сибири, Якутию, выступает для них «тыловым складом».

В настоящее время новосибирские компании выстраивают и организуют перевозки грузов с учетом современных транспортно-логистических возможностей, что позволяет увеличить скорость доставки и сократить транспортно-логистические издержки. В том числе активно формируются ускоренные железнодорожные контейнерные поезда, которые движутся практически со скоростью пассажирских составов.